В последнее время всё большее число детей нуждается в услугах логопеда. Зачастую родители запоздало обращают внимание на проблемы. Как не упустить возможность исправить недостатки речи, рассказала учитель-логопед детской поликлиники № 3 Ольга ВАСЬКОВА.
Первый раз — в первый класс
В норме уже к 5 годам ребёнок должен правильно произносить все звуки речи. Если к этому возрасту возникли проблемы хотя бы с одним звуком, ребёнка стоит показать логопеду.
Также сходить на приём необходимо к моменту поступления в школу, даже если родители уверены, что ребёнок произносит правильно все звуки. И делать это нужно не в конце августа, а желательно за несколько месяцев до начала учебного года, чтобы было время исправить недостатки. Как правило, у 50% будущих первоклассников выявляется та или иная патология речевого развития. Часто родители даже не слышат дефектное произношение какого-либо звука или группы звуков. Они привыкают к своеобразному произношению и принимают отклонение за норму.
В процессе диагностики может выясниться, что ребёнок страдает не только неправильным звукопроизношением, но ещё и нарушением фонематического восприятия, то есть не различает определённые группы звуков, смешивает или просто не слышит их.
Распространённая ошибка родителей состоит в том, что они уделяют самостоятельному обучению ребёнка недостаточно времени. Дети, которые по каким-либо причинам не ходят в детский сад, обладают низким словарным запасом. В таком случае недостаток необходимо восполнять дома. Ребёнок должен знать времена года, их отличительные признаки, различать фрукты и овощи, одежду и обувь, диких и домашних животных, домашних и лесных птиц, насекомых.
Часто дети неправильно называют детёнышей животных: «коровёнок» вместо «телёнок», жеребёнок становится просто «лошадкой», а ягнёнок — «овечкой». Все слова в предложении должны быть согласованы друг с другом: не «пять яблока», а «пять яблок», «нет лапы», а не «нет лапа» и т.п.
Речевая готовность ребёнка к школе заключается ещё и в том, что, помимо правильного звукопроизношения, ребёнок должен различать звуки, определять первый и последний звуки в слове, уметь считать их количество, сливать в слог.
В последнее время увеличилось число детей с дизартрическими проявлениями. У них наблюдаются органические поражения центральной нервной системы. Это результат воздействия различных неблагоприятных факторов на развивающийся мозг ребёнка во внутриутробном и раннем периодах развития.
Когда идти к логопеду
Некоторые родители приводят на консультацию трёхлетних детей, жалуясь, что ребёнок молчит, хотя всё понимает. В таком возрасте надо играть с ребёнком, рассказывая «сказку о Весёлом Язычке», стараться активизировать язычок и губки ребёнка.
Важно развивать пальчики малыша, играя во всевозможные пальчиковые игры. Например, «Дружат в нашей группе девочки и мальчики, мы с тобой подружимся, маленькие пальчики. Раз, два, три, четыре, пять (соединяем подушечки пальцев правой и левой руки) — вышли пальчики гулять. Раз, два, три, четыре, пять — вот и спрятались опять (разводим пальчики)».
Непосредственно постановкой звукопроизношения логопед начинает заниматься с ребёнком уже с пяти лет. Конечно, можно пытаться исправить звукопроизношение в любом возрасте, но самое оптимальное время — дошкольный и младший школьный возраст (до 10 лет). Чем старше становится ребёнок, тем сильнее укрепляется привычка неправильного произношения. Артикуляционный аппарат уже сформирован, поэтому исправить дефект очень трудно.
В практике был случай, когда родители шестнадцатилетней девушки забили тревогу только перед поступлением в вуз. Девушка выбрала профессию, в которой большое значение имеет правильное произношение и дикция. Исправить дефекты в таком возрасте гораздо сложнее.
Результатом несвоевременного обращения могут быть плохие отметки в школе по русскому языку. Иногда за ошибки в грамматике принимают чисто логопедические нарушения. К распространённым ошибкам относят: нарушение фонематического слуха (с-ш, з-ж, т-д), зрительного восприятия (п-т, б-д), нарушение слоговой структуры слова (перестановки, пропуски букв и слогов, добавления). Эти нарушения имеют стойкий характер, обусловлены они несформированностью психических функций, которые участвуют в процессе чтения и письма. Исправить такие ошибки может только логопед.
В Благовещенске существуют два специализированных детских сада. В другие сады логопеды приходят и проводят подгрупповые занятия с нуждающимися в коррекционной помощи детьми. Но лучше проводить занятия индивидуально, учитывая особенности каждого малыша.
Если ребёнок изолированно произносит какой-либо звук, например «ш», то нет острой необходимости идти к логопеду. В любом книжном магазине продаются логопедические тетради, в том числе и на звук «ш». С ребёнком необходимо заниматься каждый вечер. Если следовать всем рекомендациям, результат не заставит себя ждать.
На заметку
Срочно на приём, если:
12 месяцев — ребёнок мало лепечет.
18 месяцев — не понимает простых слов (своего имени, названий окружающих предметов); не способен выполнить простейшие просьбы («иди сюда», «сядь» и т.п.).
2 года — использует несколько отдельных слов, не пытается повторять слова.
2,5 года — не знает названия окружающих предметов и частей тела, не может по просьбе указать на знакомый предмет или что-либо произнести. Не умеет составлять фразы из двух слов («дай молока»). Взрослые не понимают, что хочет сказать ребёнок.
3 года — не говорит простых предложений (подлежащее, сказуемое, дополнение); не понимает простых объяснений или рассказов о событиях в прошлом или будущем.
Стоит обращать особое внимание на произношение звуков «л» и «р», именно с ними у детей возникают проблем чаще всего.
Ребёнок, поступающий в первый класс, должен быть всесторонне развитым и готовым к восприятию школьной программы. Важна его физиологическая и социальная зрелость. Определённый уровень умственного и эмоционально-волевого развития послужит залогом для скорейшей социальной адаптации и успешной учёбы.
«Сказка о Весёлом Язычке»
«Жил да был Весёлый Язычок. У него был домик. Домик был очень интересный. Что это за домик? Это рот. Вот какой интересный домик был у Весёлого Язычка. Чтобы Весёлый Язычок не выбегал, его домик всегда был закрыт. А чем закрыт домик? Губами. Но, кроме одной дверки, у этого домика есть вторая дверка. (Улыбаемся, и показывает ребёнку зубы). Как называется эта дверка? Зубы. Но чтобы увидеть вторую дверку, надо научиться правильно открывать первую дверку. (Улыбаемся, показывая верхние и нижние зубы).
Однажды захотелось Весёлому Язычку посмотреть на солнышко и подышать свежим воздухом. Сначала открылась первая дверка (приоткрываем губы и предлагаем ребёнку сделать то же самое), а затем и вторая. И Язычок высунулся, но не весь, а только кончик. Показался Язычок и спрятался — холодно на улице, лето прошло.
В домике у Весёлого Язычка есть постелька, где он спит (обращаем внимание ребенка на то, как спокойно лежит язык). Пока не будем его будить, пусть Язычок спит. Закроем сначала вторую дверку, а затем первую.
Наш Язычок очень весёлый, он любит веселиться, прыгать. Да так прыгать, чтобы доставать до потолка и щёлкать (обращаем внимание ребёнка, что потолок — это небо, просим погладить небо языком).
На следующий день Язычок решил ещё раз проверить, не стало ли теплее. Когда все дверки были открыты, Язычок выглянул, посмотрел влево, вправо, вверх, вниз и, почувствовав, что стало холоднее, ушёл в свой домик. Сначала закрылась одна дверка, а затем вторая (показываем описанные упражнения). Вот и вся сказка про Весёлый Язычок».
Подготовила учитель-логопед Чернякова Татьяна Алексеевна.