Консультация для родителей

Основа культуры человека закладывается с раннего детства. В.А.Сухомлинский писал: «Духовная жизнь ребенка полноценна лишь тогда, когда он живет в мире игры, сказки, музыки, фантазии, творчества». Огромное значение в воспитании ребенка имеет музыка. Она открывает перед ним богатейший мир ощущений, переживаний. Многим людям присуща эмоциональная отзывчивость на музыку. В детях же эмоциональность, чуткость к миру музыки еще предстоит воспитать.
История нам оставила большое количество примеров не только уважительного отношения к искусству и к музыке в том числе, но и примеров самого серьезного, углубленного подхода к музыке, как верному союзнику в воспитании молодого поколения. Еще В.Шекспир писал: «Кто музыки не носит в своем сердце, кто холоден к гармонии прелестной, тот может быть предателем, лжецом…»Потому очень важно, чтобы знакомство с музыкой для детей было ранним и правильным. Ориентиром должны быть два основных принципа: художественность музыкальных произведений и доступность их для понимания. Организация музыкального воспитания в детском саду руководствуется этими принципами. А дома? Закрепляются ли полученные детьми знания и навыки дома, или домашняя обстановка настраивает ребенка на другой лад?
Родители могут многое сделать в развитии интереса к музыке у детей. Важно, чтобы родители знали некоторые пути воздействия на ребенка в этой области. Прежде всего родители могут познакомиться с музыкальной деятельностью ребенка в детском саду: посещать праздники, занятия, родительские собрания, где проводит консультацию музыкальный руководитель.
Далеко не все родители могут объективно оценить задатки своего ребенка. Некоторые видят большие способности к музыке в громком пении, другие, наоборот, тихий голос ребенка расценивают как отсутствие слуха, таланта. Такой подход в корне неверен. Посещение утренника позволяет родителям увидеть выступление своего ребенка на фоне выступлений других детей, а посещение музыкальных занятий знакомит родителей с процессами повторения, закрепления, знакомства и разучивания нового материала. Родителям важно знать, какие виды музыкальной деятельности включаются в план музыкальных занятий. Это четыре основных вида: пение, слушание, музыкально-ритмическая деятельность, игра на музыкальных инструментах.
Пение – это самый доступный вид музыкальной деятельности ребенка. Дети не только знакомятся с песнями различного характера, содержания, но и обучаются певческим навыкам. Происходит развитие координации слуха и голоса. Дети постепенно приучаются воспроизводить звуки мелодии без помощи взрослого и инструмента. В процессе обучения задачи соответствуют возрасту детей, учитываются их возможности и психофизиологические особенности. Постепенно формируются способности ребенка, развивается его голосовой аппарат.
Как вы знаете, голосовой аппарат – это легкие, бронхи, трахея, гортань, полости рта и носа и формируется он к 5-6 годам, а заканчивает развитие к 11-12 годам. Учитывая это, детский голос необходимо беречь , не позволять детям громко говорить и петь, не позволять петь на улице в холодную, сырую погоду. Здоровый голосовой аппарат способствует развитию музыкального чувства и вкуса ребенка. Родители должны всячески развивать эти качества.
Во многих семьях любят петь, но не следует забывать, что и дома дети должны слышать красивое правильное пение, а песни должны быть доступны детям по содержанию и музыкальному языку.
Развивать вкус ребенка призван такой вид деятельности, как слушание музыки. Вокальные произведения для детского восприятия проще, взаимодействие слова и музыки помогает детям осознать содержание. Произведения, исполненные на инструменте, воздействуют на детей эмоциональным настроем. Но и в этом случае музыкальный руководитель на занятиях помогает детям найти образ.
Важным дополнением к прослушанному в детском саду материалу может явиться знакомство с музыкой дома. Для этой цели можно использовать прослушивание аудио записей, просмотр видеоматериалов. Важно подбирать музыку близкую детям по содержанию и отвечающую их возрастным особенностям. В этом может помочь музыкальный руководитель.
Но родители должны помнить, что психика детей легко возбуждается. Детям нельзя слушать много музыки, особенно новых произведений. Травмирует нервную систему слишком громкое звучание записей. Во время слушания ребенка ничто не должно отвлекать, а родителям лучше всего находиться рядом, проявлять заинтересованность, обращать внимание на его состояние. Если он опечален грустной музыкой, успокоить его. А если обрадован веселой сказкой, постараться разделить его радость. И тогда с самого раннего детства между родителями и детьми возникает незримая нить духовной близости, которая в дальнейшем определяет глубину их отношений.
Знакомство с музыкальными произведениями происходит и в процессе музыкально – ритмической деятельности детей. На занятиях их учат согласовывать движения с характером музыки, развивают чувство ритма, двигательные навыки. Многие дети охотно танцуют дома, приводя в восхищение родителей слишком взрослыми движениями. Родителям следует помнить, что вкус ребенка формируется с раннего детства и побуждать детей подражать красивым движениям, при этом следить за их осанкой, по возможности показывать, обращать внимание на движения профессиональных танцоров, артистов балета.
Большое значение для воспитания интереса к музыке у детей имеет игра на детских музыкальных инструментах. Родители, имеющие дома фортепиано, баян, гитару или другие инструменты, не могут не обратить внимание с каким интересом, желанием относятся маленькие дети к музицированию. Пример взрослых здесь особенно велик. Но не в каждой семье есть музыканты, инструменты, а выход есть. Ребенку можно купить игрушечный баян, пианино, металлофон и поощрять его интерес, посильно помогать.
Все перечисленные виды музыкальной деятельности способствуют развитию такого необходимого качества личности, как музыкальность. На музыкальных занятиях это развитие происходит под наблюдением музыкального руководителя. Дома ребенок получает обилие музыкальных впечатлений по телевидению. Важно, чтобы ребенок не перегружался музыкальными впечатлениями, не переутомлялся.
Важно побуждать малышей к самостоятельному музицированию в домашней обстановке. Устраивать домашние праздники для детей, отмечать дни рождения и во время таких семейных торжеств побуждать своим примером детей выражать радостное, веселое настроение в песне, танце, хороводе. При этом нельзя в присутствии детей отрицательно отзываться об их самостоятельных проявлениях творчества.
Для детей всегда остается большой радостью совместное с родителями посещение детских концертов, спектаклей, цирка, где музыка, выступая в сочетании с другими видами искусства, надолго оставляет неизгладимое впечатление в душе ребенка, служит олицетворением детской мечты, веры в сказку, добро.
Совместные усилия музыкального руководителя и родителей должны быть направлены на воспитание музыкальной культуры дошкольников.

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

Оставить комментарий

Яндекс.Метрика