«Путешествие в театральный мир». Обучающая игра-викторина по театральному этикету

 

Номинация: Праздники, развлечения, сценарии / викторины   

Возрастная группа               — подготовительная группа

 

Воспитатель Горячева Юлия Александровна

——————————————————————

 

 

«Путешествие в театральный мир»

Обучающая игра-викторина по театральному этикету.

           Цель: способствовать развитию интереса к театральному искусству, обучить правилам поведения в театре (театральному этикету),  расширить и обогатить творческий диапазон детей.

Предварительная работа:

Посещение детских спектаклей. Слушание аудиоэнциклопедии в форме музыкального спектакля «Знакомство с театром».

 

Ход:

— Дети, мы с вами не раз бывали в театре и, ожидая поднятия занавеса, испытывали некоторое волнение. Наконец, занавес поднимается, открывая сцену, и перед нами возникает особая жизнь. Невольно мы начинаем переживать вместе с героями их радости и печали, становитесь как бы участниками происходящих на сцене событий. И прежде, чем мы начнем разговор о театре и о том, как следует себя вести в нем, давайте угадаем два засекреченных слова.

По горизонтали:

Исполнитель ролей в театральных представлениях (актер).

Работник театра, подсказывающий актеру слова (суфлер).

Возглас, требующий по просьбе публики повторения фрагмента представления (бис).

Когда поднимается занавес, то в зале прекращается… (шум).

Место в зрительном зале, отделенное для нескольких лиц (ложа).

 

А  К  Т  Е  Р

С  У Ф  Л  Е  Р

Б  И  С

Ш  У  М

Л  О  Ж  А

 

Итак, по вертикали у нас получилось слово АФИША (афиша — объявление о предстоящем спектакле, концерте). Именно афиша расскажет вам, где, когда и какой спектакль или концерт вы сможете посмотреть. Предлагаю угадать еще одно слово.

По горизонтали:

Место в задних рядах зрительного зала (галерка).

Краткий перерыв между отделениями спектакля или концерта (антракт).

Слово, выражающее одобрение, восхищение (браво).

Рукоплескания в знак одобрения или приветствия (аплодисменты).

Специальная площадка, на которой происходит театральное представление (сцена).

Низкий барьер вдоль авансцены (передняя часть сцены), закрывающий от зрителей осветительные приборы, направленные на сцену (рампа).

Изображение актером на сцене действующего лица пьесы (роль).

Театральное представление, состоящее из танцев и мимических движений, сопровождаемых музыкой (балет).

 

Г  А  Л  Е  Р  К  А

А  Н  Т  Р  А  К  Т

Б  Р  А  В  О

А  П  Л  О  Д  И  С  М  Е  Н  Т  Ы

С  Ц  Е  Н  А

Р  А  М  П  А

Р  О  Л  Ь

Б  А  Л  Е  Т

 

Именно с вешалки, по словам известного режиссера Константина Сергеевича Станиславского, начинается театр.

Но кто создает этот удивительный, волнующий, незабываемый праздник — спектакль, концерт, цирковое представление? Артисты — скажете вы. Да, конечно, и артисты, и режиссер, и осветители, и рабочие сцены, и те, кто помогает нам снять пальто, найти свое место в зале, кто продает лимонад в буфете. Подумайте сами, какое было бы у вас настроение, если бы вы томились жаждой или бегали по лестницам, запутавшись в амфитеатрах, бельэтажах и ярусах. Или гардеробщик с хмурым лицом небрежно швырнул бы вам шапку, раздраженно повесил ваше пальто и мрачно сунул вам в руки номерок. А как вы считаете, зависит ли от вас, зрителей, создание этого волнующего праздника? Так ли уж важно быть культурным зрителем?

Я буду сознательно допускать ошибки, а вы должны меня поправлять и говорить «стоп, ошибка», если вы ее заметите. Ваша задача — найти ошибки и исправить их.

«Стоп, ошибка»

  1. Итак, вы собрались в театр. Вы причесаны, красиво и опрятно одеты, вышли из дома пораньше, чтобы не опоздать на представление.
  2. Подавая свои вещи гардеробщику, ни в коем случае не следует перебрасывать

пальто за барьер, пусть гардеробшик поработает сам. ( Стоп, ошибка. Верхнюю одежду необходимо перекинуть через барьер).

  1. Номерок лучше всего повесить на палец, так будет удобнее вращать его в фойе перед началом и во время спектакля. Именно для этого на номерках сделаны отверстия или привязаны веревочки. (Стоп, ошибка. Отверстие (или веревочка) сделано для того, чтобы вешать номерок на вешалку).
  2.  Прежде чем войти в зрительный зал, посмотрите на план, который обычно вывешивается у входа или у кассы. Это поможет найти место. Тогда тебе не придется понапрасну суетиться, толкаться и беспокоить людей.
  3. Если ваши места расположены в середине зала, не торопитесь их занимать, пусть сначала сядут все остальные. Зато потом, когда вы будете пробираться к своему месту, им всем придется встать. Это, как и зарядка, полезно для здоровья.

(Стоп, ошибка. Если ваши места находятся в середине зала, надо постараться занять их пораньше, чтобы не беспокоить лишний раз других зрителей).

  1. Пробираясь к своему месту в середине зала, повернитесь к сидящим зрителям спиной, а не лицом. Им будет гораздо приятнее видеть вашу спину, а не ваше хмурое лицо. (Стоп, ошибка. Проходя между рядами, надо поворачиваться к сидящим зрителям лицом).
  2. Если вы уже сидите, а кому либо необходимо пройти на свое место, не вздумайте вставать. Если каждый раз вставать, то к концу представления устанут ноги. (Стоп, ошибка. Пропуская другого зрителя, воспитанный человек встает).
  3. Место, на котором вам следует сидеть, указано в билете. Но бывают ошибки — на одно место продают два билета. Спор и брань никогда не превращали одно кресла в два. Лучше всего, если дело уладит билетер, работник театра.
  4. После того, как вы устроились на месте, начинайте хлопать. Ведь это просто несправедливо — вы уже готовы, а представление. Есть предположение, что если бы некоторые зрители не хлопали так настойчиво, то спектакли и фильмы вообще никогда бы не начинались бы.

(Стоп, ошибка. Хлопать перед началом спектакля неприлично).

  1. Ну вот, наконец, занавес поднялся, единственным источником звуков может быть только представление. Все, что вам хочется сказать своему товарищу или услышать от него, поделиться впечатлением — все это придется отложить до антракта. Занавес отделяет суету, разговоры и кушанье пирожных от того, за чем зрители пришли в театр. Занавес поднимается. Тихо! Начинается искусство.
  2.    Акт — театральное действие, часть спектакля, и вы можете помогать актерам — подпевать, отстукивать в такт ногами, подсказывать слова известных вам реплик. Очень хорошо, если вы подскажете актеру, что ему делать, вроде: «Не верь ему, он врет!» или «Беги, а то они тебя убьют». (Стоп, ошибка. Никакие посторонние звуки и реплики зрителей недопустимы).
  3. Если тебе известно содержание спектакля, расскажи его своим соседям по ряду. (Стоп, ошибка. Разговором вы отвлекаете внимание зрителей от действия и лишаете их удовольствия от просмотра спектакля).
  4. Вам понравилась игра актера — поаплодируйте ему. Вы согласны с важной мыслью, прозвучавшей со сцены — ваши аплодисменты скажут ему об этом. Только не хлопайте, когда все аплодисменты смолкли: вы привлечете всеобщее внимание, и вам будет неловко.
  5. Долго сохранять неподвижность тела трудно, поэтому, побольше двигайтесь: часто поворачивайтесь, упирайтесь ногами в спинку переднего кресла и спихивайте локти соседей с подлокотников. (Стоп, ошибка. Все эти действия будут мешать зрителям).
  6. Наступает долгожданный антракт. Можно, наконец, сделать самое

главное — помчаться в буфет. С азартом пот потолкаться в очереди за лимонадом, как будто вы уже три дня провели в знойной пустыне. (Стоп, ошибка. В театр идут не для того, чтобы поесть и попить, а для приобщения к искусству).

  1. Купите в буфете шоколадку, но сразу ее не ешьте. Идите в зал и, звонко шурша фольгой, разверните ее тогда, когда актер выйдет на сцену. (Стоп, ошибка. В зрительном зале есть что — либо неприлично, ведь для этого существует буфет).
  2. Мороженое, принесенное в зал, — это лучший способ испортить себе костюм, а людям настроение.
  3. Если у вас есть бинокль, антракт — самое подходящее время, чтобы им воспользоваться: спокойно рассмотрите тех, кто пришел в театр. (Стоп, ошибка. Бинокль используется только для того, чтобы следить за мимикой актера).
  4. Бинокль пригодится и во время спектакля — от скуки его можно разобрать на отдельные части. (Стоп, ошибка. Вы не только сами не следите за действием, но и отвлекаете других).
  5. В театре вы можете увидеть различные пьесы. Одни из них созданы давно, в них описываются далекие времена, когда люди по — иному выражали чувства и мысли, по — иному одевались. Кое — что вас может удивить и даже рассмешить. Но рассмеяться в трагический для героя пьесы момент, не суметь подавить веселое настроение было бы верхом неприличия. Тот факт, что на сцене люди страдают не взаправду, а «понарошку», ни в коем случае не может оправдать ваш поступок. Только человек, совершенно лишенный чуткости и деликатности, может смеяться над чьими — то чувствами и переживаниями, о которых в пьесе говорится вполне серьезно.
  6. По окончании спектакля не срывайтесь с места, как будто начался пожар. Помните, что гардероб — это место, куда наиболее «культурная» часть публики спешит задолго до того, как в последний раз опустится занавес, полагая при этом, что получить без очереди пальто куда важнее, чем досмотреть спектакль. (Стоп, ошибка. Подумайте, приятно ли будет актерам, склонившимся в прощальном поклоне, увидеть ваши удаляющиеся спины и пустеющий на глазах зал? Может быть, им следует, произнося последнюю реплику, мчаться за кулисы, сбрасывая с себя парики и костюмы? Ведь они тоже устали и также спешат домой!).

Однажды беседовали два актера о трудностях своей работы. Один сказал о том, что нет ничего ужаснее, чем слышать шаги зрителя, когда спектакль начался. Второй возразил и ответил, что хуже — шаги зрителя, который покидает зал, когда спектакль не закончился. «Пронзенный предательской шпагой, в муках, я падаю на землю и умираю за добро и справедливость. А он… А зритель в это время бежит за номерком в гардероб.

Вот так, мы, зрители, легко разрушаем этот волшебный праздник искусства.

 

Викторина — экзамен «Театральный этикет»

В заключение давайте проверим, насколько хорошо вы все поняли, попробуем сдать театральный, «хитрый» этикет.

(Заранее готовлю карточки, дети достают карточки, я зачитывают вопросы. Если ответ неправильный,  сама объясняю, раскрываю ситуацию)

  1.     Нужно ли приходить в театр или концерт заранее?

—   Не нужно.

—   Нужно.

  1. В какой одежде лучше всего посещать театр?

—   Свитер и джинсы.

—   В брючном костюме.

—  В нарядной одежде.

  1. Как проходят по ряду перед сидящими зрителями?

—  Спиной к сидящим.

—   Лицом к сидящим.

  1.    Следует ли благодарить тех, кто встал, пропуская вас к своему месту в ряду?

—   Да.

—   Нет.

  1. Можно ли аплодировать, когда занавес еще не поднят?

—   Можно.

—   Нельзя.

  1. Можно ли вслух комментировать спектакль?

—  Можно.

—   Нельзя.

  1. Можно ли на концерте в театре подпевать артистам?

—  Можно.

—  Нельзя

  1. Можно ли есть, помимо буфета, в фойе?

—  Можно.

—  Нельзя.

  1. Как выразить свой восторг от концерта, спектакля?

—  Громким свистом и топаньем ногами.

Громкими  аплодисментами

  1. Как вручить цветы актеру, певцу?

— Бросить посильнее, чтобы упали на сцену.

—  Подойти к сцене и вручить исполнителю.

  1. Можно ли отправляться в гардероб, если занавес еще не опустился?

Можно, если вы спешите на поезд или последний автобус.

— Нельзя.

 

Итог занятия.

  • Что понравилось?
  • Что огорчило?

 

А теперь перенесемся в театр и покажем сценку.

 

Игра — инсценировка (озвучивание по ролям).

— Утро. На обочине дороги резко тормозит автомобиль. Из-под проколотой шины резко со свистом выходит воздух. Хлопнув дверью, из машины вылезает водитель. Слышится мерный шум работающего двигателя. Неожиданно из машины раздается плач ребенка. Мимо проносится грузовик. Всходит солнце.

 

Заключительная часть.

Упражнение «Поделись улыбкою своей».

«Круг друзей», исполнение песенки о дружбе.

— Молодцы, ребята. Мы сегодня побывали в удивительном мире театра. Теперь- то мы точно знаем, что в театре надо себя вести культурно. Давайте встанем в круг, возьмемся за руки, улыбнемся друг другу, подарим свое солнечное настроение друг другу и споем песенку о дружбе.

Яндекс.Метрика