Искусство видеть

Программные задачи:
— Учить устанавливать простейшие связи между явлениями неживой и живой природы
— Расширять представления детей об изменениях в природе осенью на Кубани.
— Формировать представления об условиях необходимых для жизни растений и деревьев.
— Развивать наблюдательность.
— Воспитывать бережное отношение к деревьям, как к живым существам.

Словарная работа:  шершавый, золотая осень, крылатки, пернатые друзья, орешки, кисть рябины, сладко-кислый, крылышко, прилистник.

Предварительная работа:
Экскурсия в природу, чтение книги: «Путешествие кленового листочка» В.Курносова, чтение стихов и рассказов об осени «Осень » А.Толстой», Осенние листики» Е.Трутнева»,  «Паучок-пилот» Г.Я.Снегирев.

Методы и приемы:
Словесные : художественное слово, вопросы к детям, беседа, пояснение,
Наглядные : сравнение,
Практические : наблюдение, игра.

Ход занятия:
Дети выходят из детского сада и воспитатель обращает внимание детей на подоконник, на котором лежит конверт
Воспитатель: Кто-то бросил на оконце,
посмотрите , письмецо.
Может это воробьишко
Пролитая обронил?
Может, кот письмо как мышку
На окошко заманил
-Ребята, вам хочется узнать от кого пришло письмо?
Дети: Да.
воспитатель читает детям письмо.
» Здравствуйте дорогие мои, маленькие друзья!
Я, старичок – Лесовичок,  приглашаю вас в гости к себе и моим верным друзьям-деревьям. Вы пойдете по тропе, где вас ждут сюрпризы. Чтобы выполнить все необходимые задания и правильно найти дорогу ко мне высылаю вам карту леса, дополнительные задания вас ждут в лесу. Желаю удачи! Ваш Лесовичок.»
Воспитатель: Ребята пойдем в гости?
Дети:  Да!
Воспитатель:  Ребята, какое время года сейчас?
Дети:  Осень.
Воспитатель:  Ребята, вспомните и назовите три периода осени.
Дети: Ранняя о сень, золотая осень, поздняя осень.
ВОСПИТАТЕЛЬ: Какие еще признаки осени вы знаете? Смотрите и на  карте тоже желто – оранжевые пятна, они обозначают деревья. Откуда начнется наше путешествие?
Дети: От Березы.
Воспитатель: Посмотрите как много вокруг деревьев, но нам нужно найти березу. Скажите  среди этих деревьев есть береза?
Дети находят березу.
Воспитатель: По каким признакам береза отличается от всех деревьев?
Дети: белый в черную горизонтальную полоску ствол, тонкие ветви. Воспитатель:  Ребята, с давних пор русский народ воспевал в стихах песнях, сравнивал  с русской женщиной-красавицей.
« БЕРЁЗОНЬКИ РАНИМЫЕ» Герасимова Т.В.
Берёзоньки, ранимые,
Россиею хранимые,
Стоят и в пояс клонятся
Пшеничным колоскам,
А нива-то волнуется
И волнами красуется,
Что друг за другом гонятся
К берёзовым лескам.
Прошли тысячелетия,
Пройдут ещё столетия,
А Вы, родные, будете
Поклоны бить земле.
Вы людям всё прощаете,
Просторы освещаете
И долго путь России
Сиять будет во мгле!
Подруженьки, берёзоньки,
Росиночки, как слёзоньки,
Роняете задумчиво,
Ах, как душа болит!
Простите нас, коль сможете,
Ведь нету Вас дороже-то,
Храните Русь заветную,
А Русь Вас сохранит!
Ребенок: «Береза»
Если б дали березе расческу,
Изменила б  береза прическу:
В речку, как в зеркало ,глядя,
Расчесала б кудрявые пряди
И вошло у нее в привычку,
По утрам заплетать  косичку.
Воспитатель: А теперь нам надо продолжать путешествие. Только на прощанье давайте возьмем с собой  немного опавших листьев. Вот вам загадка от Лесовичка? Какое дерево искать дальше:
Это дерево по моде,
Осенью одели вроде,
У зеленого пальто,
Пуговки красны зато.
(Рябина)
Давайте найдем рябину.
Посмотрите  бардовые листья и ягоды, которые прячутся между ними. Они очень вкусные и питательные для птиц, животных и для вас ребята. А кто знает, почему любят птицы.?
Дети: Ягоды полезные, в них много витаминов, на вкус они кисло-сладкие, питательные.
(Воспитатель достает кормушку для птиц)
Воспитатель: Давайте повесим наш подарок для зимующих птиц, я думаю он будет кстати. (вешают кормушку)
А какие птицы прилетают к кормушке?
Дети: Синицы, воробьи, сороки, грачи
Воспитатель: Правильно, вот сколько пернатых друзей у рябины. Кто вспомнет стихотворенье о рябине?
Ребенок:
Красненькую ягодку
мне дала рябина
Думал ,я ,что сладкую,
А она горчила.
Толи эта ягодка
просто не дозрела,
Толь рябина хитрая подшутить хотела.
Воспитатель: Ребята, нам пора отправляться дальше. Для коллекции нам не хватает немного красивых листьев.
Воспитатель:  Вот и следующая загадка:
Это дерево цветет,
Аромат и мед дает.
И спасает нас от гриппа,
От простуд царевна — …
Дети: Липа
Воспитатель.: Правильно, молодцы. Чем полезен липовый мед?
Дети: он имеет лечебные свойства, при простуде его пьют с чаем.
Воспитатель:  Присмотритесь к веткам. Что происходит с ними.?
Дети: Они качаются.
Воспитатель: А почему они качаются?
Дети: Потому, что дует ветер.
Воспитатель: Совсем недавно на липе было много листьев , куда же они подевались?(ответы детей)
Дети: облетели.
Воспитатель: Верно стало холодно, дуют северные ветры, идут дожди и листья с липы и других деревьев опадают? Как называется это явление в природе?
ДЕТИ: Листопад.
Воспитатель: Ребята , листья с липы опадают , зато остались плоды-орешки. Видите как их много. Располагаются они парами, по три четыре орешка на веточке. А рядом с ними находится прилистник, который выполняет роль летающего аппарата. Как много вы знаете о деревьях,  давайте на память о липе возьмем ее листочек.
Воспитатель: по карте нам необходимо отыскать такое дерево:
Сучки рогатые,
Плоды крылатые,
А лист — ладошкой,
С длинной ножкой.
Дети: Клён.
Воспитатель: . Клёны — замечательные медоносы, они очень важны для выживания пчёл, особенно весной, их зачастую высаживают возле пасек.  Посмотрите это  высокое дерево. Есть виды клёна, которые даже не очень похожи на дерево, в природе растет в виде крупного кустарника, с черной корой. Ветви  тянутся вверх. Ствол  шершавый. Листья не опали, а еще на ветвях висят плодыКак они называются?
Дети: Крылатки.
Воспитатель:  Правильно, крылатки-детки клена. Настанут холодные дни и они полетят на землю братьями-листьями. Лягут плотно на землю, прикроются опавшей  листвой, зимой накроит их пушистый снег, будет еще теплее. Так и перезимуют, а придёт весна, солнышко пригреет, снежок растает и детки -крылатки прорастут и вырастут новые клены. Ребята, что нужно ,чтобы выросли молоденькие деревца?
Дети: Чтобы выросли молодые деревца, нужна вода и солнышко.
Воспитатель:  давайте возьмем  на память о встрече с кленом крылатку. Подбросьте  ее вверх и посмотрите как крылатка, кружась, ложится на землю. Давайте и мы покружимся как крылатки.
Воспитатель: Мы с вами ответили на все вопросы, выполнили все просьбы и задания. Видите какие красивые деревья растут в нашем детском саду. Давайте вспомним и назовем их.
Дети:  Береза ,клен, рябина, липа.
Воспитатель: Им здесь уютно и удобно. Давайте поиграем в игру «Угадай с какого дерева лист».
проводиться дидактическая игра» Угадай с какого дерева лист».

Воспитатель предлагает детям выполнить упражнение на релаксацию «Деревья»:
Представьте себе, что вы деревья. Поднимите свои ветви-руки вверх и покачайте ими вправо, влево. Слышите? Какой ветер поднялся? Расставьте ноги по шире, представьте ,что это ваши корни. Чувствуете, как они вас крепко держат в земле. Жаль, что мы не можем сейчас видеть друзей деревьев : букашек, жучков и паучков. Что случилось с ними?
Дети: Они спрятались в опавшую листву, в  щелочки,  в  трещинки коры.
Воспитатель: Правильно, ребята. Никто не должен нарушать покой их до весны. Поэтому, я вам предлагаю пройти в группу, с нашим красивым осенним букетом, и поиграть в художников составляя методом флористики осенние картины.
Дети выполняют работу из собранных листьев,  дорисовывая  при этом недостающие детали красками, карандашами, фломастерами и т.д.
Воспитатель: Подошло время представить свои картины, давайте с вами изобразим картинную галерею, а Антон будет у нас экскурсоводом.
Подводится итог детской деятельности, «галерея» остается до вечера, для ознакомления родителей.

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

Оставить комментарий

Яндекс.Метрика